Милосердие.DOC: наступление документалистики?

IV фестиваль документального кино и социальной рекламы «Милосердие.DOC» представляет серию разговоров «Беседка». Выпуск второй: Наступление документалистики?

Почему документальное кино перестает претендовать на реальность, что такое частная история и почему она – аттракцион. И о том, какой аттракцион приготовила нам природа

posidelky

 

В самом разгаре лета куратор фестиваля «Милосердия.DOC» Евгений Майзель позвал режиссеров Тамару Дондурей и Дениса Шабаева, директора Beat Film Festival Алену Бочарову и кинокритика Михаила Ратгауза в сад Марфо-Мариинской обители, чтобы поговорить о современном документальном кино. Представляем вашему вниманию сокращенную версию состоявшегося разговора, неожиданно прерванного ни от кого не зависящими обстоятельствами.

Можно ли продать документальное кино

Евгений Майзель: Спасибо, что пришли. Отправной точкой сегодняшнего разговора я бы сделал тезис о наступлении документалистики. О чем речь, кажется, понятно: сегодня часто звучит мнение, что сегодня мы наблюдаем подъем неигрового кино.

Этот подъем можно видеть на самых разных уровнях. Документальные фильмы все чаще попадают в ведущие конкурсные программы главных фестивалей планеты, на которых ранее традиционно соревновались между собой игровые ленты, – и не просто участвуют в них, но все чаще увозят главные призы.

Яркий пример – итальянец Джанфранко Рози, сперва победивший в Венеции с картиной о Римской кольцевой автодороге, а спустя год – в Берлине с фильмом о беженцах-мигрантах.

Как вы считаете – можно ли эти и подобные факты назвать подъемом документалистики? Связано ли это с ростом художественного уровня неигрового кино? Есть ли какой-то срок у такого рода трендов? Можно ли говорить о какой-то хронологии в этих процессах, о какой-то цикличности? Начать я бы предложил Михаилу, потому что среди нас он наиболее часто и последовательно рассуждает об этом изменившемся соотношении сил в современном кинематографе.

Михаил Ратгауз: Мы здесь и собрались интересной компанией – среди нас есть практики Денис и Тамара, есть куратор и программер Алена, и есть мы с тобою – те, кто пытаются об этом думать…

Евгений Майзель: Спекулянты…

Михаил Ратгауз: Спекулянты. Но мне кажется, интересно было бы как раз у Тамары и у Дениса спросить. Как они себя сегодня внутри документального кино, чувствуют? Или Алену, чей форум документального кино за последние годы разросся до более широкого по формату Beat фестиваля.

Тамара Дондурей: Наш опыт сформирован учебой в мастерской Марины Александровны Разбежкиной. Я, конечно, вижу, что сегодня очень много талантливых ребят, делающих замечательные фильмы, часто отбираемые на фестивали. Поэтому есть ощущение, что есть и мощное движение, и особая среда.

Но что происходит со всеми этими молодыми режиссерами потом, после того, как они выпустят свой дебютный (дипломный) фильм? Это очень сложный вопрос. Большинство просто исчезает, а остаются единицы: Аскольд Куров, Лида Шейнина…

Евгений Майзель: Почему это происходит?

Тамара Дондурей: Потому что дальше надо искать финансирование, продюсера, чью-то поддержку; надо научиться делать что-то самостоятельно, а это очень сложно. И многие не переходят на этот уровень.

Евгений Майзель: Мне кажется, Денис Шабаев как раз из тех, кто перешел. Помимо нескольких наград на европейских и российских фестивалях, фильм Дениса «Чужая работа» – уже второй фильм – вошел в конкурс «Кинотавра» и увез из Сочи приз за лучший дебют. Чувствуешь ли ты какой-то особенный, может быть, повышенный интерес к документалистике?

Денис Шабаев: Мне кажется, сегодня на европейских фестивалях интерес к документальному кино – не меньший, чем к игровому. Интерес есть, но все равно ты чувствуешь, что как бы из другого лагеря.

Тамара Дондурей: Потому что документальное кино – не часть индустрии. Там нет денег. Не знаю, стоит ли поворачивать разговор в это экономическое русло…

Денис Шабаев: Ну, на игровом кино можно заработать, то есть его можно продать.

Тамара Дондурей: И поэтому есть еще такое предубеждение, хотя нам-то казалось, поскольку мы взращены Разбежкиной, что наоборот, как раз через документальное кино есть выход в игровое.

Евгений Майзель: Несколько режиссеров из школы Разбежкиной совершили этот переход из неигрового в игровое довольно уверенно. Это и Валерия Гай Германика, и Наталия Мещанинова, и многие другие.

Тамара Дондурей: Но пока мы еще чувствуем, что между ними это очень четкое разделение, какая-то кирпичная стена.

Алена Бочарова: Мне кажется, важно понимать, что у документального и игрового кино довольно разные пути. Игровое кино – это как бы некая стандартная модель, на которую ориентируется любой режиссер: производство, прокат, продажа…. Жизненный цикл документального фильма сегодня выглядит иначе.

Практически у каждого фестиваля документалистики сегодня есть свой, довольно внушительный фонд средств, из которого устроители готовы выдавать средства на производство. То есть это уже не некая история, когда продюсер ищет некие студийные деньги, а когда фестиваль через посреднические фонды вкладывает средства в то, чтобы фильм появился и с ним потом что-то случилось.

Когда фильм закончен, фестиваль – скорее всего, тот же самый – подхватывает его и организует дистрибуцию. Сегодня довольно много фестивалей, особенно документальных, делающих различные специальные показы, работающих с имеющимися фильмами, премьера которых произошла, и как бы «доносящих» их до той аудитории, еще не успевшей с ними познакомиться. И многие режиссеры (документалисты) действительно живут с фестивальной дистрибуции.

Я думаю, что Денис тоже теперь может себя причислять к таким режиссерам, потому что он буквально в течение месяца получил два приза, сначала – на швейцарском фестивале Visions du Réel, потом – на фестивале GoEast в Висбадене, и, в общем, это очень здорово. Поэтому стенания, что у документального кино нет дистрибуции, мне кажутся в некотором смысле надуманными.

Денис Шабаев: Но, может быть, для документальных фильмов это и хорошо, что нет дистрибуции, нет широкого проката? Потому что пока нет больших денег, нет коммерциализации, ты остаешься свободным художником, делающим то, что тебе хочется.

Продолжение и полную версию материала читайте на miloserdie.ru

Читайте также: Первый выпуск. Заказ на социальное кино убивает искусство

Победители фестиваля 2015

Документальный фильм


Голосовать! 36

Социальная реклама


Голосовать! 11


Нравится